Сердцебиение фламенко

01.02.2016

Ударные стали одним из главных инструментов, в отношении которых совершились значительные изменения в музыке фламенко за последние несколько десятилетий. Особенно это касается кахона (cajón - коробка-барабан), который произошел из Перу и быстро стал незаменимым элементом любого действа фламенко. К кахону присоединились другие ударные инструменты, такие, как тинаха (tinaja) (керамический кувшин), уду (udu), бонго (bongos), конго (congas) и дарбука (darbuka). 
Другими «перкуссионными инструментами», которые маркируют ритм в музыке фламенко, являются таконео (taconeo - отбивание ритма каблуками), пальмасы (хлопки ладонями), удары кастаньет и выстукивание ритма на корпусе гитары или на столе. К этим традиционным элементам добавился кахон, который был введен в музыку фламенко сравнительно недавно. 

Кахон (cajon)

Он появился в Перу в начале 19-го века. Кахон был изобретен африканскими рабами: они использовали коробки из-под фруктов в качестве музыкальных инструментов, т.к. африканские барабаны были запрещены испанскими колониальными властями. Пик популярности кахона пришелся на середину века, до конца 19-го века музыканты продолжали эксперименты с материалами и устройством кахона для достижения лучшего звука. С этого времени он стал распространяться по всей территории Латинской Америки и к двадцатому веку стал неотъемлемой частью Перуанской и Кубинской музыкальных культур. В семидесятых годах двадцатого века перуанский композитор и мастер по изготовлению кахонов Каитро Сото (Caitro Soto) преподнес кахон в качестве подарка испанскому гитаристу Пако де Лусии, посетившему Перу. Звук кахона так понравился Пако, что известный гитарист приобрел еще один инструмент до отъезда из страны. Немного позже, Пако де Лусия представил кахон в музыке фламенко, и его звук стал прочно ассоциироваться и с этим музыкальным направлением.
За короткий период кахон прочно утвердился в музыке фламенко. Этот инструмент чрезвычайно прост и представляет собой деревянную коробку с 5 стенками. Две боковые, задняя, верхняя и нижняя изготавливаются из прочного материала, способного выдержать вес музыканта, который играет сидя на кахоне сверху и слегка наклонившись назад. Звуковое отверстие может располагаться на задней или одной из боковых стенок. Играют на его передней стороне - тапе (исп. tapa), выполненной, как правило, из тонкой фанеры. Играть можно как руками, так и барабанными щетками, что дает возможность получить звук различных тембров. Разнообразие тембров кахона достигается благодаря использованию струн, которые натягиваются внутри кахона, слегка касаясь тапы, а также тому, что верхние углы тапы не плотно прилегают к корпусу. Таким образом, возможно извлечение широкого диапазона звуков от глубоких басов при ударе по середине тапы, до высоких щелчков и дребезжащих звуков при ударе по верхним углам. Конструкции некоторых кахонов достаточно сложны и дают возможность настройки тембра инструмента, например, путем изменения натяжения струн. В некоторые модели кахонов также встроен пьезозвукосниматель или микрофон.

Уду (Udu)

Африканский глиняный барабан-горшoк, происходящий из племен Игбо и Хауса в Нигерии). Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались "голосами предков" и первоначально его использовали При ударе по отвестию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности.
Уду – глиняный барабан-горшок, произошедший из нигерийских племен Игбо и Хауса (udu - одновременно «сосуд» и «мир» на языке Игбо). Первоначально такой горшок использовался только для перевозки воды. Однажды члены совета племени обнаружили, что звук, издаваемый уду, настолько глубок и низок, что показался им «зовом предков». Так его стали использовать в религиозных и культурных церемониях. 
В уду есть два отверстия: одно из них, как правило, располагается в горлышке сосуда, а другое - в «брюхе» сосуда. Это отверстие закрывается и открывается рукой, получается звук, похожий на звук льющегося жидкого вещества в контейнер. С другой стороны, для расширения диапазона звуков используется сама керамическая поверхность уду: получается более высокий звенящий звук.  
Сочетание этих различных тонов превращает уду в инструмент, который становится очень популярным среди перкуссионистов. 

Бонго (Bongos)

Бонго - инструмент, который пришел из стран Южной Америки и Карибского бассейна. Он состоит из пары небольших барабанов, которые имеют разные размеры, причем разница в высоте между ними, как правило, составляет от одной четвертой или пятой части общей высоты. Меньший из них известен как «мужской» (мачо — исп. macho, дословно «самец»), а больший — «женским» (эмбра — исп. hembra, «самка»), основным барабаном. 
Бонго считается меньшим братом конго (congas). Его корпус выполнен из дерева, мембрана выполнена натуральной или синтетической кожи. Барабаны соединены друг с другом куском дерева, хотя изначально вместо дерева использовался кожаный ремешок или веревка. 
Форма бонго конусообразная. Играют на нем обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. Удары выполняются ладонью либо палками. Традиционно, более низко настроенный, «женский» барабан находится по правую руку от музыканта-бонгосеро (исп. bongocero).
На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. В 1920-е годы бонго настраивали более низко, чем сейчас; техника игры на бонго была такая же, как и на конго: изменялось натяжение мембраны во время игры. Первоначально кожа крепилась к корпусу барабана гвоздями. Для настройки бонго бонгосеро использовали маленькую жаровню, наполненную углями, которую во время игры располагали между ног.
Современный бонго настраивают более высоко, чем раньше, что больше соответствует роли этих барабанов как солирующего инструмента. Сейчас техника игры на бонго основана, в первую очередь, на ритмическом рисунке «мартильо» (исп. martillo - «молоток»). Партия бонго может также дублироваться другими инструментами перкуссии, например сенсерро, особенно когда громкость и интенсивность ритма ансамбля возрастают.
Как и конго, бонго используется для всех видов музыкальных жанров, в латиноамериканской и афро-кубинской музыке бонго достиг самого широкого распространения. Синтез фламенко с латиноамериканскими ритмами привел к тому, что бонго стал популярным в искусстве фламенко.  

Дарбука (darbuka)

Старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканах. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка (goblet drums).
История дарбуки 
Точное время появления дарбуки неизвестно. В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее, в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.
Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.
Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии», написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 и 1590, где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами.
Строение 
Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.
Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).
Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна - небольшие съёмные металлические тарелочки (zills(англ.)), позвякивающие при игре.
Средняя высота инструмента – 350-400 мм, диаметр - около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) - нечто среднеее между таблой и дохоллой.
Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких - нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.
У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана.
Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.
Техника игры
Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике. Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.
Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.
Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.
Общие корни, которые есть у арабской музыки и фламенко, позволяют этому инструменту прекрасно адаптироваться к любым стилям фламенко.