Фламенко и здоровье

08.04.2022
Польза. Противопоказания. Группа «Sin taconeo».

Фламенко, как и большинство других танцевальных и спортивных направлений, с одной стороны, отлично укрепляет и развивает тело, а с другой, имеет свои противопоказания. 

Фламенко отлично прорабатывает мышцы верхнего плечевого пояса, рук, спины, живота, бедер, ягодичные, икроножные. Начав заниматься фламенко, вы обнаружите в своем теле много позитивных изменений: 

  • улучшается мышечный корсет; формируется королевская осанка;
  • очень сильными становятся не только спина, но и руки, ноги; 
  • улучшается гибкость и координация;
  • повышается выносливость; 
  • разрабатываются лучезапястные суставы и пальцы, голеностоп;
  • вырабатывается хороший баланс.

И многое-многое другое. 

Противопоказания. Занятия фламенко предполагают серьезные нагрузки на спину и ноги! Не рекомендуется заниматься фламенко людям с тромбофлебитом, артритом, артрозом, беременным. 

Однако и для людей с неблагоприятными для фламенко диагнозами мы нашли возможность обучения. В школе танцев "FLAMENCO VIVO" специально создана группа "SIN TACONEO" (tacon - с исп. "каблук" taconeo - стук каблуков, дробь; sin taconeo - "без дробей"). 

Для кого группа "SIN TACONEO"?

  1. Для тех, кто хочет заниматься фламенко, может двигаться, но по состоянию здоровья имеет ограничения на отдельные виды двигательной активности.
  2. Для тех, кто занимался фламенко раньше, но был вынужден уйти по состоянию здоровья. Программа позволит сохранить и приумножить часть уже полученных навыков. Это не даст вам чувствовать себя банкротами по отношению к фламенко.

Чем отличается программа "SIN TACONEO", по сравнению со стандартной программой обучения?

1. Чаще всего ограничения связаны с ударной техникой ног, поэтому сапатеады (дробей) не будет.

2. Щадящий режим для спины. Все скрутки, наклоны и прочие движения, в которых идет большая нагрузка на позвоночник, либо ограничиваются, либо будут вводиться еще более постепенно и по прошествии более длительного периода, по сравнению с обычными группами.

3. Жестко выстроенной последовательностью этапов обучения по принципу — «до тех пор пока не будет наработан вот этот навык, не проработаны вот эти группы мышц, к следующему навыку не переходим». Этот принцип соблюдается и в стандартном обучении, но в «Sin taconeo» ему cледуют еще строже.

4. Скоростью обучения.

5. Самим материалом (другие танцы и постановки, см. ниже).

Почему человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше не заниматься в общей группе? 

Некоторые знают свой диагноз, но считают, что могут «переиграть» свое тело. Они говорят: «Мне врачи вообще все запретили делать, если я буду выполнять все их рекомендации...» Заканчивается это, как правило, грустно: рано или поздно человеку приходится уйти из танцев. 

Другие вынуждены узнать, что у них есть генетическая предрасположенность к тем или иным болезням «благодаря» начавшимся занятиям. При обычном режиме «дом-работа» болезни как будто дремлют и ждут своего часа. Но стоит включить интенсивные физические нагрузки, они просыпаются.

Заниматься в общей группе мешает комплекс проблем, который я называю "синдромом новичка". В него входят три фактора:

1. Новичкам сложно чувствовать, осознавать и контролировать свое тело. Им трудно понять, что именно они делают не так. Часто бывает, что человек начинает знакомиться со своим телом вот только-только, на занятиях. Он его открывает, удивляется, восхищается, разочаровывается, начинает верить в него, обнаруживает скрытые резервы, в общем, испытывает массу новых эмоций. Как люди жили со своими телами до занятий фламенко? Как с незнакомцами? Как с невидимками?

И на первых порах столько много разных вещей, за которыми нужно следить одновременно! Конечно, что-то постоянно уходит из-под контроля. Все это связано с новизной сферы: естественно, если человек не танцор, не спортсмен, он не знает свое тело с этой стороны.

2. Идеализм по отношению к танцам и фламенко. Он нужен, да, он мотивирует на учебу, но в процессе обучения может сыграть плохую роль. Эйфория, ожидание новой прекрасной жизни и сплошных удовольствий от занятий плохо вяжутся с такой приземленной темой, как мышцы, суставы, контроль, техника и проч. Они сильно мешают трезвой осознанности. Не дают сосредоточиться на физических ощущениях своего тела: куда можно идти, куда нельзя, можно ли добавить нагрузку, здесь болит или показалось, мышцы болят или суставы? Эйфория чаще заканчивается какой-нибудь проблемой, в том числе и физической, чем взрослый, здравомыслящий подход.

3. «Я ничем раньше не занималась» и «У меня офисная работа» - две самые распространенные фразы вновь приходящих людей. Что это означает для преподавателя в большинстве случаев? Что у человека слабые мышцы спины и ног, и значит вся нагрузка, которую должны были выдерживать мышцы, ляжет на бедные суставы. Если есть еще и «слабые места» в организме… Ну вы догадываетесь. Поэтому первое, что нужно делать, чтобы все было хорошо, - не учить танцевать, а работать над общей базовой физподготовкой человека.

В общем, за решение проблемы несут ответственность и учитель, и ученик - 50 на 50. Учителю — не переходить к следующим задачам, пока не будут наработаны базовые навыки (осанка, плие, правильная постановка ударов и проч.) - как бы этого ни хотелось, каким бы ни был страх, что новенькие потеряют мотивацию, как бы ни подталкивали ученики («Мы хотим танцевать, танцевать, скорее-скорее, под музыку!!!»). Ученику — изо всех сил вырабатывать осознанность и волю, очень серьезно относиться к процессу обучения и к каждому замечанию учителя.

Это может прозвучать скучно и неромантично, но на самом деле постановка целей перед любительскими группами часто происходит вовсе не по линии «желание учеников-желание учителя» или наоборот, а по линии «здоровье и общая физическая подготовка».

Если у людей здоровье и тело в норме, я могу с ними ринуться в интереснейшее путешествие вглубь и вширь фламенко.

Если нет, то я делаю формат «лайт», мы долго готовимся к принятию фламенко в малых дозах, доза увеличивается медленно. Я ставлю более простые, щадящие тело танцы. Я продолжаю исключать из курса вот такие нагрузки и вот эти движения, хотя по времени обучения уже их уже давно пора делать.

Самое сложное — то, что в одной группе собираются люди с разным уровнем контроля над своим телом и с разными физическими ресурсами.

Обычная программа занятий фламенко рассчитана на большинство людей, которые относительно здоровы, во всяком случае не имеют проблем с венами, суставами ног и позвоночником. Получается, что многие люди не могут заниматься фламенко или они могут ходить на занятия, но через время они вынуждены уйти, потому что стандартный курс фламенко не учитывает особенности их здоровья в полной мере.

Предупреждения преподавателей: «Осторожно, без фанатизма, слушайте свое тело»; «Все делаем ломаный поворот, а Наташа — обычный крестовой, Вам — ломаный нельзя» или «Начинаем сапатеаду под 12-дольный компас, а Люба пока поработает только с руками» считаю неэффективными.

Просьбы учеников: «Да Вы не переживайте, я помню, что мне нельзя, я очень аккуратно» - тоже считаю недействительными. Причины тому две. «Синдром новичка» (см. свыше), благодаря которому ученик пока не может полностью контролировать свое тело. И влияние группы (непрямое, конечно: когда все что-то делают, а ты делаешь свое индивидуальное задание). Это более сильная вещь, чем кажется: ну один раз ты отрефлексировал, тебе удалось делать не то, что все вокруг; второй раз, а на третий раз группа тебя все равно уведет за собой. Это происходит неосознанно.

Еще я не верю, что учитель способен на 100% контролировать границы, за которые человек не должен выходить, чтобы не навредить себе. Преподаватель, вы же не каждую секунду смотрите именно на этого человека? У вас же еще 8/10/15/20/25… человек в группе, а еще параллельно вы показываете движение, т.е. погружены в танец.

Вот это все дает мне основания делать в школе танцев более специализированные, узконаправленные программы для разных категорий учащихся. Для этого и в школе танцев "FLAMENCO VIVO" и сущестувет особая программа - "Sin taconeo".

Как это скажется на содержании курса, если вот этого нет и того нет? Возможно ли так заниматься фламенко?

Возможно. У нас остаются булерия и тангос пор фиеста, народные испанские танцы, севильяна, rumba gitana, постановочные вещи на границе с flamenco puro и проч. Остается пластика фламенко, техника брасео и флорео, остается работа с корпусом, просто она будет протекать совсем в другом режиме. Ритм, работа над которым в обычной группе связана, в основном, с ударной техникой ног, полностью уйдет в ваши ладони и халеос.

Это те островки, на которых можно обойтись без дробей, vuelta quebrada и глубоких наклонов. И поверьте, на этих островках тоже можно сделать отличные сценические вещи.

Записаться в группу «Sin taconeo» можно по телефону: 8-906-35-25-977.