Техника хлопка

01.02.2016

Пальмас - ритмические хлопки, сопровождающие танец, пение. Это важная грань действа фламенко, отличный ритмический аккомпанемент для вокалиста, гитариста и танцора; это, по сути, один из основных способов выражения особенностей стиля, удары ладонями создают и подчеркивают ритмическое богатство музыки фламенко. 

 

Станьте прямо, расправьте плечи, сделайте локти «острыми» - для этого поднимите локти чуть выше уровня плеч. Правая ладонь чуть более расслаблена, ударяет по напряженной левой ладони, желательно попадать в основание 3 и 4 пальца. Пробуйте продолжать хлопки в движении дополняя их шагами и поворотами. Важно исполнять пальмас так, чтобы это не было похоже на аплодисменты. Одна рука зафиксирована в одном положении, вторая бьет по ладони первой. Кисти не прогибаются, как это часто происходит при аплодировании. Держать спину следует ровно, это отчасти визуальное искусство, особенно для танцовщиц.

 

Виды хлопков. Глухие и звонкие.

 Глухие.

Ладонь одной руки бьет о ладонь второй. Глухого звука можно добиться, собрав пальцы и ладони в «ковшик». Получится глуховатый, но громкий звук. Такие хлопки, как правило, выступают в качестве поощрения (Ole) или маркируют ритм вокала.

 

Звонкие.

  1. Сложенные вместе пальцы одной руки бьют о ладонь другой. Пальцы следует прижать к друг другу так, чтобы между ними не было видно зазоров. В зависимости от места соприкосновения обеих рук, округления ладони и сжатых пальцев и количества задействованных в ударе пальцев звук имеет разный тембровый окрас.
  2. Чуть растопырить пальцы и выгнуть ладонь – так, чтобы при хлопках участвовали боковые части ладоней (пальцы при этом не задействованы). Получатся звонкие, сухие и громкие удары. Такие удары сопровождают любой вокал и гитарные проигрыши и сильнее подчеркивают ритмический рисунок стиля.

 

Опробуйте разные варианты положения ладоней. Найдите оптимальное, при котором хлопок будет максимально глухим или звонким. Постарайтесь не увеличивать «амплитуду» хлопка, в противном случае не успеете отстучать быстрый ритмический рисунок.

Пальмас может быть целым комплексом, который состоит из нескольких различных ритмических структур: ритмические фразы могут пересекаться, накладываться друг на друга, одни из них являются основными, а другие – второстепенными. Первые «отвечают» за основную ритмическую структуру пения. Вторые вводят дополнительные рисунки, контрапункты.

Вот почему для сопровождения действа фламенко нужно хотя бы 2 человека, один из которых будет отстукивать основной ритмический рисунок, а другой – дополнительные музыкальные фразы (люди, отбивающие ритм в ладоши, называются пальмерос, palmeros).

 

Вариант пальмас для двух исполнителей

 Первый озвучивает основные доли (обычно один из исполнителей всегда озвучивает только основные доли компаса):

та ка та ка та(3) ка/ та ка та ка та(6) ка/ та ка та(8) ка та ка/ та(10) ка та ка та(12) ка,

здесь пульсирующие доли "та" озвучиваются, "ка" не озвучиваются. Жирным шрифтом выделены акцентируемые доли, которые нужно прохлопывать громче.

 

Второй — согласно следующему рисунку:

та ка та ка та(3) ка/ та ка та ка та(6) ка/ та ка та ка та ка/ та ка та ка та(12) ка,

где удары, приходящиеся на "ка", находятся между основными долями компаса, но совпадают с долями в пульсации. Такой способ попадания между основными долями называют «контратьемпо». Основная сложность здесь в том, чтобы попасть ровно посередине между основными долями компаса. Для этого нужен опыт, который специально нарабатывается. Не вся музыкальная деятельность этому способствует, нужно постоянно тренировать чувство ритма, стараясь ровно попадать «в контратьемпо» при прослушивании записей, пользоваться различными ритмическими рисунками и уметь их на ходу варьировать, не выпадая из компаса. Здесь есть простор для импровизации, но нужно для начала выучить характерные римтические элементы, чтобы из них потом составлять импровизацию.

 

Пальмас и стили фламенко

 С самого начала пение фламенко сопровождалось хлопками. Еще до появления гитарного аккомпанемента помимо хлопков руками ритм отбивался с помощью ударов ладонями, костяшками пальцев по столу и, конечно, ногами.

Однако не все стили фламенко сопровождаются хлопками, например, "свободные" стили: тона, малагенья, граниана, а также сигирийя, тьентос, петенера; испанские стили американского происхождения – такие как гуахире, коломбиана, милонга.

Такие танцевальные стили как мартинете, сигирийя, тьентос, тарантос, а также праздничные стили (булериас, тангос, тангильос, кантинья, румба, севильяна, фанаднго Уэльва), как правило, сопровождаются пальмас.