Мануэль Линьян (Manuel Liñan)

31.01.2016

О постановке "1980" (из интервью с Линьяном):

Он принадлежит к новому поколению мастеров, на которых держится фламенко. В Мануэле Линьяне есть необычное сочетание зрелости, интеллектуальной любознательности, творческого подхода и нонконформизма. Его эстетические идеи могут быть не всем по душе, но его художественная целостность неоспорима. То, что он делает в хореографии, оставляет неизгладимое впечатление даже у самых взыскательных зрителей.

- "1980" - это путешествие в ваше детство. К какому периоду принадлежат Ваши первые воспоминания?

- Я не могу назвать вам точный возраст, но я помню подготовку к начальной школе, первый год учебы. Вот с этого момента начинаются воспоминания. Затем отдельные вспышки воспоминаний, но я точно не знаю, к какому времени они принадлежат.

- Вы были счастливы?

- У меня не было плохого или несчастливого детства, но сейчас я могу сказать, что у меня не было справедливого детства. В любом случае, я мог бы развиваться в этот период гораздо больше и быть гораздо более счастливым.

- Чего не хватало?

Мне не хватало естественности, мои чувства могли бы быть более естественными. Мне нужно, чтобы общество приняло меня... Я чувствовал себя белой вороной, хотя на самом деле я не считаю, что люди чем-то отличаются друг от друга.

- "1980" – это способ примирения со своим прошлым?

- Да, это разъедало меня все время. В то время я испытывал такие чувства, которые не мог проанализировать. Дети - невинные существа, и в то время эти чувства не могли быть выражены. Поэтому я выражаю их сейчас.

- "Когда я был маленьким, мне клали в карманы камни, поэтому я не мог ходить". Это Ваши собственные слова, относившиеся к солеа из другой постановки, но что касается самой идеи... Как она влияет на постановку "1980"?

- Ну, эти слова об одиночестве, по правде говоря, когда я был ребенком, я пришел к пониманию того, что свобода следует за одиночеством. Я должен был чувствовать себя одиноким, чтобы быть свободным. В этом смысле, эта идея является частью моей жизни.

- Вы любите одиночество, или просто у Вас нет выбора?

- Для меня это необходимость. Мне нужно бывать наедине с самим собой много времени, потому что тогда узнаешь себя, что мне действительно хочется...

- Одиночество - дорога к счастью?

- Для меня очень важно знать, кто я такой, чтобы действительно понять себя. И одиночество мне помогает раскрыть себя самого.

- В какие игрушки Вы играли, когда были ребенком?

- Во все. Я играл в футбол, потому что если бы я не играл, это выглядело бы ненормальным, я также играл в волейбол... Проблема в том, что в обществе много норм, правил и положений, и тебе - ребенку - нужно приспосабливаться к ним. Если не будешь этого делать, над тобой будут смеяться, это причиняет боль. Я также играл «в резиночку», цирковые игры ... Но были также игры, играя в которые, мне приходилось скрываться.

- "Сосчитать до десяти, потом убежать и спрятаться в сон ... "поменяй солдат на кукол" ... "помести любовь перед деньгами". Эти высказывания приводятся в сопроводительной информации к шоу ... они Ваши?

- Да.

- Они хороши.

(Улыбается).

- Что вы имеете против игрушечных солдатиков?

- Только то, что нельзя играть ни с чем другим. Если ты мальчик, ты должен одеваться в синее и играть в солдатики. И если ты девочка, ты должна одеваться в розовое и играть в куклы. Я думаю, что общество не все знает об этом, равно как и о многих других вещах. Я думаю, мы должны ослабить вожжи с самого начала, в раннем детстве. "Бороться за девушку, которую я страстно желаю", в этом тексте есть еще такие слова... Они о том, что общество уже имеет набор норм, и люди пытаются подтолкнуть вас в определенную нишу.

- Вы когда-нибудь старались обратить на себя внимание?

- Мне нужно, чтобы люди знали, кто я на самом деле. Мне нужно чтобы люди знали, что я не любил футбол, и что я хочу танцевать. И я хотел бы, чтобы люди, особенно мои друзья, знали это. Но на самом деле очень немногие понимают меня. Это трудно.

- Остались ли у Вас друзья с той поры?

- Да, один. Мой сосед.

- Если бы Вам пришлось дать название той части Вашей жизни, которую Вы показываете в постановке, каким было бы название?

- Искусство - лучший друг человека.

- Искусство помогло Вам расти и развиваться интеллектуально и эмоционально?

- Конечно. Я думаю, мое искусство на тот момент было чем-то вроде предохранительного клапана. Именно в нем можно сказать все, что я понял, кто я; фламенко поддерживало меня... искусство сделало меня сильным, чтобы я мог развивать то, что я действительно чувствовал.

- Любовь, гнев, наивность, хаос ... Было ли все это в те годы? Возможно, больше гнева, чем любви? Больше любви, чем хаоса?...

- В то время любовь была в том, что я делал. Теперь я думаю, что был и гнев, из-за невозможности делать то, что я хотел.

- Как Вы выражаете все это, о чем мы с Вами говорим, в "1980"?

- Главное - не ограничивать искусство. Я использовал свои детские воспоминания, связанные с миром корриды, потому что мой отец был связан с этим миром. Коррида наложила на меня отпечаток. Это также важная часть моей культуры. И смирение, и свобода. Я танцую солеа с батой-де-колой, потому что так чувствую. Ясно, что нет никаких преград в искусстве, и мы должны обогащать друг друга, не создавая каких-либо ограничений. Я пытался, прежде всего, любить то, что я делаю, сделать сейчас то, что мне не удалось сделать раньше.

- Было ли для этого необходимо погружаться в Ваше раннее детство?

- Да, потому что в моей последней работе я видел ощущения, выплывшие из моего детства. Вещи, которые я запер в моем сознании. Поэтому я решил, наконец, дать им место…

- Тогда это наиболее откровенная Ваша постановка?

- Да, потому что я сделал все, что чувствовал; и чувствовал, как это делать. ...но с другой точки зрения, этот балет будет более рискованным, чем другие. Но для меня, конечно, оно более свободное, более художественное.

- Из всего, что есть в "1980", что было самым трудным?

- Солеа с бата-де-колой. Я открыл для себя новый мир, другую технику, новый способ танца. Это обогащает. Как художник, я всегда полон любопытства, и когда я думаю, что все и всегда танцуют в брюках ... Не знаю ... Я чувствовал, что я должен открыть другие возможности, такие как бата-де-кола. Также я хочу научиться играть на кастаньетах и развивать эти способности. Самой трудной была солеа, поставленная Pepe de Jun, он тоже из Гранады, и об этой солеа мало слышали. Танец с бата-де-кола я больше всего чувствую, потому его я только недавно открыл для себя, и он вдохновляет меня.

- Зная умение Мануэля Линьяна держать публику, я предполагаю, что постановка далеко не простая.

- Да, постановка тщательно разработана. К сапатеадо я также отношу хлопки: я разработал целый танец, основанный только на перкуссии. В шоу есть также граниана (с мысом???) тореадора. Солеа очень специфична, потому что она отражает мое детство и свободу. В ней есть также голос за сценой. Каждая деталь тщательно продумана. Эта постановка характерна для меня.

- Каковы цвета Вашего детства? Каковы цвета Вашего шоу?

- Мое детство - в белом, потому что несмотря ни на что, оно было одним из лучших периодов в моей жизни, когда вы не знаете еще, что происходит в мире. В детстве больше спонтанности, естественности. Шоу окрашено в черное, белое и малиновое ... Я также вернулся к традиционному мужскому костюму (брюкам с завышенной талией и жилету). Я беру за основу некоторые элементы из фламенко прошлого.

- Вы танцуете в ретроспективе (с позиции "наивного") или с позиции взрослого?

- Я танцую как взрослый, но когда думаю о своем детстве, я вспоминаю Sacromonte, как танцевали старые женщины, их жесты ... Тогда я был, как губка, очень многое впитал, даже не задумываясь об этом, и теперь это все внутри меня. Я вынес это на сцену и попытался отразить в своем танце.

- Какова конечная идея "1980"?

- То, что человек свободен духом, что искусство прогрессирует, и мы должны подумать о нормах, которые сами создали в обществе. То, что мы должны позволить себе больше заботиться о тех чувствах, которые у нас были в детстве.

- Вы выглядите простым и искренним. Эти качества причиняли Вам боль?

- Нет, потому что когда я четко вижу какие-то вещи, меня не волнуют последствия или то, что другие могут подумать об этом.

- "1980" является поворотным моментом в вашей карьере?

- Это постановка, которая ждала своего времени, когда она будет представлена. Как задолженность с моего детства. Чтобы вся моя жизнь и карьера могли иметь смысл, я должен был привести эту часть своей жизни в порядок. С этого момента я гармонии со своим прошлым.

Перевод Ирины Никитиной.