Канья и поло (caña y polo)

31.01.2016

Считается, что название стиля происходит от арабского слова "gamia" ("песня"), которое позднее трансформировалось в "канья".

Компас – двенадцатилольный, как и в солеа, он может иметь 2 вариации:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

или

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Происхождение и история

Канья относится к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными, например, от каньи берет свое начало поло. В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют "чистым золотом" канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в канье второстепенная - она находится на втором плане и лишь подчеркивает голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно, цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно - цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакона.

Поло является легендарным и древнейшим стилем, составляющим наравне с каньей и тонa первооснову канте хондо. Копла поло практически идентична копле каньи. Первое упоминание о поло относится к 1773 году, но считается, что этот стиль исполнялся на цыганских праздниках задолго до этого времени. Корни поло - в средневековых романсах, на основе которых сформировалась тонa. Это эмоциональное пение исполнялось мужчинами. Кантаора Эль Планета называли королем поло, такие исполнители как Курро Дульсе, Эль Фильо, Эль Нитри, Антонио Чакон были мастерами этого стиля. Поло считается мужским и величественным пением, для исполнения которого необходимы блестящие способности и чувство ритма. Оно сложнее, чем канья, хотя в этих двух стилях много общего. Эти кантаоры исполняли так называемое "поло натураль" (polo natural), не превнося в него ничего нового. Кантаором, давшим поло новую структуру и окраску, был Тоблао, который, следуя своему вкусу, удлиннил куплеты, придал стилю еще большую глубину и эмоциональность и сделал его по своей структуре совсем не похожим на канью. К сожалению, сейчас "поло де Тоблао" забыто, и если встречаются кантаоры, знающие этот стиль, то они исполняют только "поло натураль".

Поло - стиль, принадлежащий ушедшей эпохе, и пик его развития и популярности пришелся на период между серединой XVIII и концом XIX века. В настоящее время поло находится в упадке и забвении. Кантаоров, исполняющих и знающих поло, можно пересчитать по пальцам.

Танец

Танец был создан Кармен Амайя в тридцатых годах прошлого века при участии музыканта Монреале и гитариста Перико. В качестве песенной основы был использовано канте Дона Антонио Чакона. Однако есть версии, что танец существовал и до Кармен Амайи (по свидетельству старых исполнителей, которые пели танцоров в этом стиле).

Песня

Поло – энергичный стиль. Канья, по сравнению с поло, более длинная, меланхоличная, наполненная мелизмами, в ней есть переходы к монотонным мелодиям, имеющим разные ритмы, иногда вводится ритм солеа.

Канья начинается с салиды "Ай" ("ays"), которая сопровождается первоначальными paseíllo, тогда как поло начинают сразу с коплы.